среда, 19 августа 2015 г.

Купол в Истре

Большой Купол в Истре на территории Всесоюзного 
энергетического института им. Ленина (ВЭИ)

Giant Dome - secret USSR object for high-voltage tests. Picnic near the Istra reservoir

На первомайские праздники 2013 года решили мы с ганзейской братией отдохнуть на берегах Истринского водохранилища, а заодно по пути туда посетить известную заброшку - руины огромного купола в Истре.

Сначала я хочу рассказать подробно о куполе - когда и как его строили и что с ним стало. Привожу и сохранившиеся фото, взятые из интернета. Информация, изложенная мной, является компиляцией из нескольких источников - книг, статей и описаний очевидцев из местных газет.


Итак, некогда это было грандиозное сооружение c диаметром основания 236,5 метров и высотой 118,4 метров. Объект значился как «Высоковольтный испытательный стенд предприятия Р-6511» и это был самый большой в истории человечества купол, построенный без использования внутренних опор, в котором планировалось проводить высоковольтные испытания. Строили купол на территории Всесоюзного энергетического института имени В. И. Ленина (коротко ВЭИ). Обслуживался объект ротой войсковой части 43021 Главспецстроя. Строили купол тоже военные для секретных испытаний - по некоторым данным внутри должны были разместить сверхмощный генератор электромагнитных импульсов (в рамках ответа американской программе СОИ). По другой версии, здесь планировалось испытывать высоковольтное оборудование для самой мощной и протяженной линии электропередач «Экибастуз — Центр» напряжением в полтора мегавольта, а так же исследовать оборудование на устойчивость к электромагнитным импульсам, возникающим при грозах и атомных взрывах. В общем, купол был нужен для работ с колоссальными напряжениями в десятки и сотни миллионов вольт.

Возведение столь огромного сооружения без внутренних опор требовало особых технических решений при проектировании. Форму сооружения выбрали в виде капли, лежащей на ровной поверхности. Тонкая оболочка купола должна была быть спроектирована таким образом, чтобы работать аналогично работе сил поверхностного натяжения жидкости.

"Оболочка представляла собой стерж­невую сеть с ячейками в виде равно­бедренных треугольников, с распо­ложением оснований этих треуголь­ников по горизонтальным кольцам. Стержни каркаса, образующие про­странственную структурную конст­рукцию, были выполнены двухветвевыми в виде ферм с параллельными поясами. Пояса состояли из спарен­ных уголков. Расстояние между поя­сами - 2,5 м. Материал поясов - сталь 09Г2С. Решетка - из электросварных труб со сплющенными концами. К наружным поясам каркаса была приварена мембрана из рулонной стали толщиной 1,5 мм." ("Тайны стальных конструкций", М. Арошенко, В. Гордеев, И. Лебедев, Киев 2004).

Стержневая сеть с ячейками-равнобедренными треугольниками проступает визуально через приваренную поверх нее мембрану толщиной в полтора миллиметра, выполненную из атмосферостойкой стали марки 10ХНДП.




Фундамент купола был выполнен из 63 бетонных опор, расположенных по кругу диаметром 231,7 метра. Монтаж купола производился от основания к вершине блоками по два треугольных элемента без использования поддерживающих конструкций. Нижние 10 ярусов собирались двумя башенными кранами, перемещавшимися по кольцевому пути снаружи купола.


Далее, с 11 яруса монтаж производился одним установленным внутри купола краном грузоподъёмностью 25 т. Всего блочных ярусов было смонтировано 21, затем на них установлено коробчатое кольцо диаметром 34 м, на которое посредством силовых полиспастов подняли центральную часть оболочки весом свыше 600 т. В итоге, на купол ушло около 10 тысяч тонн стали и 363 тонны алюминия. 

В вершине купола имелось технологическое помещение диаметром 34 м с пло­щадью пола 900 м² и массой 110 т. Имелась возможность раширить помещение до 90 метров.
На внутренней поверхности купола были оборудованы грузовые подъёмники на 5, 25 и 100 тонн, установленные на высоте 106,7 метров. С целью обслуживания наружной поверхности купола предусматривалось устройство в виде полуарки, внутри которой были расположены грузопассажирский лифт и лестницы.


Строительство купола было завершено к лету 1984 года. Последовавшая зима выдалась холодной и снежной. 25 января 1985 года в 7:30 купол обрушился. Есть довольно сомнительные сведения, что и до катастрофы - в течении нескольких дней - перед этим с оболочки осыпались крепёжные болты и слышался треск. В это слабо верится, впрочем. Неужели на секретном объекте всем было настолько на все положить, что такое проворонили.
Сотрудники института, идущие в то утро на работу увидели издалека, что красные огни светоограждения на вершине купола начали плавно опускаться. Воздух внутри купола сыграл роль амортизатора для падающей оболочки. Рассказывают, что купол опускался "со свистом" - то, должно быть, выходил этот самый воздух. Сторож, бывший в помещении рядом с купо­лом, ничего не слышал. Когда ему позвонили и сообщили, что сооружение обрушилось, он принял звонок за шутку. Всe же затем сторож вышел посмотреть, но ему показалось, что купол был на месте. Иллюзия объяснялась тем, что нижняя обечайка купола высотой 26 м продолжа­ла стоять, а обрушившиеся конструкции находились вне поля зрения сторожа.
Потом, по свидетельству одного из работников, пришла ударная волна такой силы, что идущих на работу людей сдуло с тропинки, а в институтском корпусе в нескольких десятках метров от купола, сорвало с окон решетки и вдавило их в комнаты.
К счастью, в момент разрушения внутри купола никого не было, поэтому обошлось без жертв.

По свидетельству бывшей сотрудницы ВЭИ:
"25 января. Утро. Темно, как ночью. Я иду на работу. Падает тяжелый мокрый снег (именно эта деталь рассказа легла в основу одной из последующих версий обрушения купола).
В 7.30 пересекаю проходную, и вдруг раздается страшнейший грохот. Потом писали, что падало тихо, но я до сих пор помню, как это случилось. Было страшно. На проходной все замерли: и я, и вахтер. Я кое-как дошла до основного корпуса, а наша лифтерша, Любовь Михайловна, которая приходила раньше всех, лежит на полу, за батарею схватилась, голову накрыла и кричит: «Батюшки, что там такое, война, наверное, началась!». Мы сначала вообще не поняли, в чем дело. Потом стало собираться начальство, пришел директор. Когда рассвело, мы подошли к окну, а купол было видно из окон ВЭИ, все просто обалдели: эта громадина из железа сложилась внутрь, как тряпка. Железо обвисло складками, как огромное количество ткани... ".

Выдержки из книги "Тайны стальных конструкций" авторов М. Арошенко, В. Гордеева, И. Лебедева, издательство Сталь Киев, 2004 год:
"...Разумеется, было расследование причин аварии. В криминальном плане делом занималась Генеральная прокуратура СССР. Техническая комиссия была организована при ЦНИИСК им. Кучеренко. Я также был членом этой комиссии. Комиссия заседала по средам, и я дли­тельное время каждую среду ездил в Москву.
Как члену комиссии мне удалось побывать на месте разрушенного купола. Но я не попал туда вместе со всеми, а осматривал конструкции один, без всякого сопровождения. Зре­лище было следующее. Заходишь в обычные штатные ворота сооружения и попадаешь в фантастический мир. Крупногабаритные обломки купола - скорлупы размером в несколько десятков метров - образовали подъемистые гроты. В этих гротах свободно размести­лись совершенно неповрежденные подъемные краны, экскаваторы, бульдозеры и другая техника. Высоко над головой раскачиваются обрывки ограждающих конструкций - алю­миниевая обшивка, утеплитель, какая-то пленка. На улице весна, март месяц, капель.
Есть места, где можно выйти на поверхность и залезть на обрушенные конструкции свер­ху. Я так и сделал. Передо мной простерся как бы застывший бурный океан. Иллюзию создавала наружная обшивка, выкрашенная в белый цвет. Я оглянулся вокруг, а всюду все одинаковое, никаких ориентиров, поскольку купол был круглый, и я один среди десяти тысяч тонн искореженных конструкций. Возникла мысль - если я заблужусь и не найду в этом лабиринте ворота, меня, умирающего с голоду, может быть отыщут через две – три недели.
Особенно сильные разрушения претерпели конструкции, которые были вверху, в замке. Там были листовые детали толщиной 30 - 40 мм. Этот металл был порван, как папиросная бумага. Весь центральный узел, пригруженный сверху аркой, на десятки сантиметров во­шел в землю. В других местах разрушения были менее масштабными. Это преимущест­венно были стержни, потерявшие устойчивость. Разорванного металла было не так много.
Техническая комиссия по расследованию причин аварии рассматривала разные версии, но явной причины обрушения купола так и не обнаружила. Наиболее правдоподобной была версия о том, что действительная форма купола значительно отличалась от проектной. Монтаж велся навесным способом снизу вверх и погрешности монтажа, накапливаясь, уменьшали и без того малую кривизну верхней части купола. В результате верхняя часть купола работала не как оболочка, а скорее, как плита. Более того, во время монтажа уже были неприятности. Некоторые сжатые стержни теряли устойчивость. Причину перегруз­ки устранили, а прогибы, видимо, остались.
Другая версия была связана с температурой. Дело в том, что в Москве в январе 1985 года были сильные морозы - 25 - 30 градусов. Накануне обрушения наступила оттепель. Она, видимо, и спровоцировала обрушение.
Наблюдавшийся перед обрушением температурный перепад обратил внимание специали­стов на существование нагрузки, обычно не учитываемой при проектировании зданий и сооружений. Речь идет об аэростатической нагрузке. Представим себе, что купол изнутри был бы наполнен теплым воздухом. По законам аэростатики купол, как дирижабль, стре­мился бы взлететь. Подъемная сила при перепаде температур 25 – З0 градусов составила бы вели­чину порядка 10 кгс/м . На самом деле картина была обратная. Под куполом вследствие длительных морозов собрался холодный воздух. А снаружи по погодным условиям воздух был более теплым. На поверхность купола стал действовать пригруз такого же порядка, как и подъемная сила. Это примерно 10% собственного веса конструкции. Величина за­метная, но сама по себе аварии не объясняет.
Когда стали проверять работу изготовителей и монтажников конструкций, то у них также нашли недочеты. Так некоторые стержни были выполнены не из стали повышенной проч­ности, а из обычной. Не все несущие высокопрочные болты были поставлены. Не было должного контроля над геометрией монтируемого сооружения.
Техническая комиссия пришла к выводу, что авария произошла в результате неблагопри­ятного сочетания небольших погрешностей при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций. Никто серьезно не пострадал, не был отдан под суд и даже не был исключен из партии.
Спустя десять лет, однако, кто-то заметил, что обрушение купола вес же имело весьма серьезные последствия. Дело в том, что начальник строительного отдела ЦК КПСС И. Н. Дмитриев из-за аварии купола лишился своей должности. На его место был назначен и переехал в Москву Б. Н. Ельцин. Цепочка событий, связанная с этим именем, в конце концов привела к развалу Советского Союза".


Таковы дела давно минувших дней и славное прошлое купола, хоть и с грустным финалом. А теперь рассказ пойдет о том, что есть ныне, и что увидели мы, прибыв туда спустя почти 30 лет после описанных событий.


Карта большого купола и окрестностей



Мы приехали целой толпой на двух машинах, полностью забитых решительными парнями. А Стас вон даже на моте прикатил. Тут мы свои транспортные средства оставили перед 
десантом на купол

Ганза выдвигается на объект

Фрагменты руин Истринского купола - фундамент по бровке откоса круглого котлована.
В центре котлована загадочные сооружения








По дороге нас атаковали во множестве клещи - на каждого наползло от 3 до 10 штук. Впоследствии, уже после выезда, выяснилось, что одного из нас таки покусали. Но ничего, обошлось без болезней лайма и энцефалитов. Однако ж я впервые тогда в жизни увидел эту мерзость - и ведь не одного, а в таких количествах сразу...

Вот в такой сухой траве и водятся в изобилии эти подлые твари. Цепляются за штанины и ползут упорно вверх... А не прыгают с деревьев на людей, как нам в школах плели на уроках природоведения.
 В процессе обхода окружности фундамента купола мы услыхали истошные крики со стороны промзоны. Какая-то женщина металась по противоположному краю котлована. Мы так смекнули, что это может быть сторож и пошли к ней.
Она видимо думала, что, услышав ее крики, мы ретируемся, а тут мы наоборот всей толпой к ней двинули. От такого поворота она явно струхнула. Поняв это обстоятельство мы выдвинули делегата в лице меня. Я использовал по полной все свои галантность и мужское очарование и немного таки расположил ее к себе. Женщина оказалась весьма принципиальна и слышать поначалу не хотела ни о мзде, ни о том, чтобы пропустить нас в котлован пошляться и пофоткать. Даже вымышленная причастность к журналистам и путешественникам с некоего сайта трэвел.ру ее не убедила. Но и я не сдавался, вдохновенно врал и сыпал комплиментами. В итоге она сдалась и разрешила нам по-быстрому пройти и зафоткать все там внизу, но как можно быстрее оттуда свалить и под металлоконструкциями не шляться. Денег она не взяла.
Фото котлована от площадки со сторожкой

Вход в долину купола. Саму долину охраняет неподкупная и честная женщина-сторож, не берущая взяток. Разрешила лишь по периметру пофоткать. Бунтовать мы не стали - уголовный кодекс надо чтить. Да и женщин пугать нехорошо - все-таки нас такая толпа была мужиков, а она женщина и одна. Мы притворились, что инициатива в ее руках и делали что она велела




Вот под эти металлоконструкции охранница и не велела ходить. Мы и не пошли.
Кстати, это сооружение называется «Стационарный имитатор

электромагнитного импульса "Аллюр"». 

Этот агрегат "предназначен для испытаний и исследований объектов авиационной, радиолокационной, бронетанковой и автомобильной техники, ракетных комплексов, систем связи, энергоснабжения и боевого управления, вычислительной техники и различной аппаратуры на стойкость к воздействию мощных электромагнитных импульсов техногенного и природного происхождения"(информация с сайта ВЭИ). То бишь, почти то же, что и планировали, только под открытым небом:)





 Мрачные птицы кружили над руинами некогда величественного, 
но ненадежного творения слишком уж замечтавшегося о ветре перемен 
предперестроечного инженерного гения

Все чаще тьма нисходит на руины купола и стонут во мраке неупокоенные души проектировщиков, стеная о возможной неверности произведенных прочностных расчетов


Осмотр тел на предмет клещей. О санта дона Розалия, я никогда не видел ни одного клеща в жизни, но в районе купола снял с одежды трех и еще в машине одного удавил - он сидел наверху рычага передач. Это был кромешный клещевой ад, испортивший мне всю жизнь!
Зато Кай нашел дырявый чугунок

Прям как в лихие 90е - стрелка в поле


Несколько озадаченные после первого демарша по выебоинам в поисках стоянки у воды. На Истринском вдхр, не зная точно что ищешь, надо неплохо потрахаться по бездорожью,
прежде чем найдешь подходящее место у воды.
Набрели в процессе поисков

Наконец-таки мы нашли подъезд к воде и неплохую полянку для лагеря. По нашему берегу бобров немерено - одного даже видели. Они то дерево и сожрали. Мой томагавк SOG (тот, что на переднем плане) конечно прекрасный инструмент и оружие и очень зло и быстро рубит огроменные бревна, бетон и колбасу, но, все же, этот шикарный погрыз - не его работа...


Как всякие нормальные люди, первым делом озаботились дровами и ночлегом

Чукотский подвес от камрада Эрго

Эрго уже что-то скрадывает

Никс-добытчик

Кай грустит перед костерком - видать предчувствует уже скорое расставание с братвой. 
Нам вот тоже без него теперь грустно выезжать - надеемся, что скоро он вернется

Шашлыки и дичь 

Жареный детеныш василиска:)

Сурвивализм, мать его...

Немного текилки для разгону

Ганза!



Клещи спят и мы тоже

Однако среди ночи пришлось отбиваться световым мечом от Лиона, который собирался
вскрыть консервным ножом наши палатки. Но светлые джедаи победили

Ребята замерзли, ушли из палаток в машину, завели печку и открыли окна - логично же

На следующий день развлекали себя рыбалкой

Адский улов!

А потом в одночасье вода вскипела дождем. Дождь придал остроты всему нашему выезду, жахнув под занавес лютой грозой в утро возвращения. Мы настроили там кучу навесов в лесу и на берегу водохранилища, так что если кому надо летом пожить на природе и поиграть в Баженова - поезжайте туда!

Вот такая рыбалка получилась в основном - бухали под навесом и орали песни

Сагамор

Для окончательного грехопадения осталось только своровать у 
товарища кусок тушеной конины

Утро отъезда. Всю ночь шел дождь и мой Логан увяз. Чудом мы выкатились с той лесной поляны, где стояли лагерем. Земля размокла в кашу, и, при видимой твердости, на деле стала как желе, в котором колеса пробуксовывали. Из леса мы выехали с огромным трудом - я за рулем, а бедные чуваки втроем в грязи по пояс толкали машину. Хлестал ливень, видимость была практически никакая, темно из-за туч, туман. После такого мы имеем полное право вдогонку Отто Кариусу написать книгу "Логаны в грязи". Однако, прежде всего ценен опыт -  в этом плане, да и вообще в целом, выезд получился шикарный.

                                                              Все отчеты о выездах

2 комментария :

  1. Смотрю и плачу :) Это чудовищно здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Леха, тебя нам очень не хватает на выездах! Ты и Кай - наши самые большие потери со времен той сходки на Бородино...

      Удалить