воскресенье, 19 июля 2015 г.

Леуку

Леуку из ШХ15 и неудачный эксперимент с пакетом 40х13-медь-9хф-медь-40х13

Crafting of large Finnish knife Leuca from bearing steel


       В субботу 18.07.2015го ездил поковать к мастеру Илье с Ганзы. К сожалению, выложить отчеты о поездках к нему в кузню в хронологическом порядке уже не получится. По причине отсутствия более ранних отчетов (есть они вконтакте, но больно в сумбурном виде - придется перекраивать и выкладывать задним числом когда появится время\вдохновение). Сейчас уж выложу то, что есть свежего - по горячим следам, так сказать. Да и пора уже написать что-то о ковке, так как кую с прошлого лета, а отчетов еще тут о сем не писал.
       В общем, съездил вчера поковать. Интересно было еще - смогу ли ручник держать после травмы (заработал себе под Новый Год 2014-2015 локоть теннисиста на турниках, который до сих пор дает о себе знать - сейчас как мне кажется уже на стадии излечения, гантелями закачиваю). Собственно, шибко поковать самому не получилось на сей раз - только подшипник помог Илье разогнуть. В принципе, ковать рука позволяет - с оглядкой. Немного неприятные ощущения потом, но терпимо.
       Приехал я в довольно напряженный момент - Илья с коллегой с ником Шалим пытались сварить пакет 40х13-медь-9хф-медь-40х13. Я там еще немного с адресом кузни напутал - подзабыл место. И звякнул Илюхе в самый прекрасный момент, когда под пневмомолотом пакет лопнул по сварному шву и оттуда брызнула раскаленная медь, воспламенив участки попадания по всей кузне:). В общем, когда я добрался, ребята уже с грустным видом рассматривали полусварившийся пакет и пытались его разобрать, что им таки не удалось - одна из обкладок 40х13 лопнула пополам и раздосадованный Илья выбросил все это дело с глаз долой.
       Потом Шалим ушел и по ходу настроя что-то серьезное делать у Илюхи не было, так как он занялся мои пустяковым делом. В давешнем стоянии на реке Угре я у Костяна углядел нож его деда-егеря, которым так ловко можно было колоть лучину и захотел себе тесак наподобие. Я обшарил свои скромные запасы и достал подаренную мне прошлым летом Виленычем с Ганзы раскованную из немецкого подшипника полосу. Поскольку опыт ковки ножа у меня ровно один, то я не мог прикинуть четко хватит ли мне такой полосы на задуманное. В итоге. Илюха сказал, что конечно не хватит - типа тут только на пару небольших ножей и что хорош заниматься херней - давай, бери вон подшипник большой, сейчас его разберем и откуем. В общем, по подшипнику сделали один рез болгаркой, потом нагрели его в горне и разъяли полосу. На пневмомолоте Илюха быстренько проковал ее, вытянул в примерно 50ти сантиметровую полосу, толщиной 5 мм и шириной 3 см. Да-да, у Ильи теперь есть пневмомолот, на котором писец как быстро и удобно разгонять такие трудноковкие стали и вообще выполнять всю нудную работу подобного рода. там, где долго трахались бы молотом и ручниками, на пневмомолоте все заняло меньше часа. Машина - зверь и просто песня - хтонический ужас в стимпанк стиле. Две тысячи триста килограмм древней мощи. Один рассказ Ильи как они этот пипец в кузню затаскивали достоин летописей о том как римляне насыпали вал к осажденной Масаде и закатывали по нему всяческие скорпионы с онаграми.
       Илюха выразил категорическое неодобрение, что я пришел к нему без конкретного проекта, поэтому полоса была вручена мне и я уже с помощью линейки, маркера и болгарки придал заготовке контуры ножа своей мечты. В итоге получилось не совсем похоже на то, что было у Костяна. У Костянова ножа облик типа Боуи, а у меня получилась самая настоящая здоровенная леуку из ШХ15. Клинок 25 см, обух 5 мм, ширина лезвия 3 см и хвостовик 12 см под всадной монтаж рукояти. Из остатков стали Илюха отковал мне средних размеров клиночек, украсив его своей фирменной "запятой" - клеймом мастера.

                                                Разгон полосы ШХ15 на пневмомолоте.
                                    Переворачиваем поковку - то ребром, то на плоскости.
 Справа от Ильи на полу лежит подкладной инструмент на пневмомолот - типа валика. С его помощью разгонка полосы в черновую шла значительно эффективнее. Но получается этакими  буграми. Так что заравнивать нужно на чистую все равно, но время экономится значительно.


                       Готовая к оконтуриванию болгаркой еще не закаленная полоса ШХ15

                                      Пока я слесарю леуку, Илья кует меньший клинок.
Небольшой нюанс ковки клинка. Режущая кромка будет не там, где сейчас изгиб, а с другой                       стороны. Так как при дальнейшем оттягивании спусков, поковку выгнет
                                              в противоположном направлении. Так-то...

                                                               Я продолжаю с леуку.

       В завершении сделали обычные процедуры. Отжиг - в горне и еще потом в печи довели, так как горн понадобился для другого. Закалка в масле. Предварительно Илья показал как нагревает масло до 40-50 градусов, так как по его словам, при температуре 30-50 градусов сталь остывает быстрее, чем в холодном масле (да-да), что хорошо для ее структуры. Проверили твердость резом по бутылке - клиночки бороздили стекло на ура. Под занавес сделали отпуск в печке. Я до сих пор не могу налюбоваться на получившийся клиночек леуку - хоть он и без спусков и рукояти, но отчего-то так радует глаз и руку - я верчу его в руке, примериваясь так и эдак; держась за хвостовик, делаю рубящие удары в воздухе. Знаю, это напоминает одно известное в мужских кругах действо, но ничего не могу с собой поделать - вот чувствую, что МОЙ КЛИНОК и все тут. Спасибо Илюхиному энтузиазму и энергии - без него мои мечты о таком ноже по ходу дела так бы и остались на уровне проектов еще очень долгое время...
Эта хреновина в лотке с маслом - есть "грелка для масла". Девайс для того самого нагрева                масла до 40-50 градусов - чтобы увеличить скорость остывания стали при закалке.

                                                  Закаленные и отпущенные клиночки

       Осталось в общем мне отслесарить это все на подаренном мне на 32-летие гриндере (вывести спуски), сделать рукоять -  и ножик мечты на следующее лето будет готов. Я всегда хотел финочку, а тут будет обожравшееся стероидов финское мачете - условная леуку из ШХ15. Что получится из второго клиночка с Илюхиным клеймом я пока не ведаю. Посмотрим что выйдет после первой обкатки гриндера. Для меня это будет вообще почти что дебют, так как работал с гриндером я всего раз - как раз у Илюхи в кузне, когда ковал под его наблюдением белевский ножик.

       Второй частью ковки стала вторая попытка сварить пакет 40х13-медь-9хф-медь-40х13. Илья все делал, я фотофиксировал (как говорил наш препод по художке кузнец Панченко). Особо расписывать тут смысла нету, так как фотки весьма подробно отображают весь процесс.

                                                                Берем полосу 40х13
 Разгоняем


                                                         Вырезаем медные пластины


                                                                       Вырезаем 9хф

                                                           Зачищаем 9хф на гриндере


                                                                      И 40х13 тоже

                                                    Зачищаем медь лентой Scotch-brite

                                                    Результат налицо. Собираем пакет

                                     Провариаваем пакет со всех сторон электросваркой

                                                        Привариваем ручку к пакету

 Теперь Илья решил сначала потихоньку проковать ручником, дабы не случилось то, что случилось в первый раз - когда при проковке на пневмомолоте сразу лопнули сварочные швы                                              и раскаленная медь брызнула во все стороны

                   Теперь можно и на пневмомолоте. Только я все равно отойду подальше:)



                                                          Фейл таки...:( "Несварение":)


       Итог все равно неутешительный - пакет не сварился. Почему - доподлинно неизвестно. Есть версии... Но негативный опыт - тоже опыт. Не знаю, будет ли Илюха еще возвращаться к такому пакету. Пока, как я понял, настроения на это нету, что неудивительно. Пока есть настроение ковать другие дамаски. Вообще, на мой взгляд, у Ильи интересные очень ножи. Взять хоть тот, при ковке которого я присутствовал (из стального тросса и с РК из У10). Еще он показывал вчера ножик тоже из тросса, но главная фишка и трудность в котором заключалась в том, чтобы оставить следы этого самого тросса (к рукояти эти рудиментарные завитки особенно хорошо читались - последний и вовсе мог бы выполнять роль гарды, как мне кажется - больно выпуклый). Еще он рассказывал, что ковал из цепей и другие дамаски. Делал мокуме гане... А всего перечня я и не знаю даже - опыта у мастера много. В общем, думаю я, что он еще вернется к этому пакету через некоторое время с успешным результатом:). Может и мне доведется поприсутствовать. Я хоть и не оружейник, но чертовски интересно за всем этим таинством наблюдать. К тому же, некоторые знания мне по любому пригодятся на практике, так как я не исключаю для себя, что буду ковать из ножей и топоров что попроще со временем, когда появится кузня в свободном доступе. Хочу еще посмотреть как он варит в торец режущую кромку к клинкам из троссов или еще каких сталей. Надеюсь, что увижу это и зафотофиксирую:).
   
 Под занавес - кузнечный юмор. Это - пояс верности на наковальню. Илюха сварил чтобы его наковальню не трогали, пока его в кузне нету:))) LOL

                                                          Это уже в закрытом виде

       В общем, день прошел очень плодотворно и на ура. А то я уж что-то давненько в кузне не бывал - еще с диплома, пожалуй... О нем в следующий раз тут расскажу.

                                                     Перейти в раздел Мастерская

Комментариев нет :

Отправить комментарий